5 февраля 2021
Заметки подготовлены к рабочей встрече по РАС, инициированной Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области.
Вне зависимости от наших региональных трудностей по решению проблемы получения официального диагноза детьми и подростками с аутизмом, Иркутская региональная общественная организация родителей детей с расстройствами аутистического спектра «Аутизм – Иркутск» хотела бы обратить внимание на острую необходимость:
- Необходимость специализированной психолого – педагогической коррекции во всех возрастных категориях детей с РАС.
Официальная педагогика признает очевидность факта, что для детей с аутизмом (и вообще — с нарушением общения независимо от этиологии) традиционные формы и методы педагогического воздействия или непригодны вообще, или требуют модификации. Вместе с тем, за последние годы уже практически доказано, что при адекватных коррекционно — педагогических мероприятиях такие дети дают существенную положительную динамику, и непредоставление детям с аутизмом и их семьям соответствующей профессиональной помощи является нарушением права детей на образование.
В то время, как тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика имеют в своем арсенале устоявшиеся, общепризнанные и проверенные временем инструментарии педагогической диагностики; принципы, приемы, методики и технологии коррекционной работы, то психолого — педагогическая коррекция аутизма является предметом острых дискуссий ученых и практиков. Это — одна и наименее определенных отраслей современной коррекционной педагогики и психологии.
- Необходимость обучения специалистов психолого – педагогического профиля работе с детьми именно с расстройствами аутистического спектра, с учетом их психологических, эмоциональных и волевых проблем.
- Необходимость прохождения курсов повышения квалификации либо профессиональной переподготовки и личного профессионального роста педагогов в работе по данной проблеме. С учетом того, что на уровне страны обучение педагогов и психологов для работы в классическом отечественном направлении по РАС ведется еще на слишком низком уровне, без учета современных представлений о расстройствах аутистического спектра и обо всех возможностях коррекционной работы.
В данном пункте хотелось бы обратить внимание на то, что коррекционная работа может вестись не только в поведенческом направлении, существуют наработки психологов и педагогов, работающих в разных концепциях психологии как науки (кроме психоанализа, который крайне не рекомендован при РАС). Такой опыт крайне необходим для эффективной работы со сложными поведенческими подростками.
Хочется обратить особое внимание, что в работе с высокофункциональными подростками с РАС в аспекте поведенческой концепции родителям хотелось бы видеть и когнитивно – поведенческую терапию (КПТ), научно – доказанную, не менее эффективную, чем прикладной поведенческий анализ. В нашей реальности у педагогов и психологов уже есть возможность обучения основам КПТ и РЭПТ (рационально – эмоционально – поведенческая терапия) во вполне доступном формате. Что было бы крайне полезно в работе с детьми с аутизмом, не имеющими проблем в когнитивной/интеллектуальной сфере.
- Необходимость обратить внимание на то, что именно является результатом коррекционной работы по сложным поведенческим детям и подросткам с РАС, т.к. практикуется полное отсутствие результата/отсутствие насколько — то значимого результата во всех аспектах жизни семьи и ребенка в процессе и по завершении вмешательства специалистов. Что, к сожалению, считается нормой, и неуспешность вмешательства фактически списывается на тяжесть состояния ребенка. Это является по сути некомпетентностью специалистов именно в проблеме аутизма. Дети и подростки с аутизмом способны давать значимую «отдачу» и положительную динамику в развитии, если мы работаем с ними с учетом именно их основных проблем. Перечисленное крайне важно для улучшения качества жизни каждого ребенка и его семьи.
- Необходимость формирования образовательных маршрутов и реализации адаптированных образовательных программ для детей с РАС по всем возрастным категориям, в зависимости от дефицитов и проблем в каждом конкретном случае, от отсутствия или наличия проблем в интеллектуальной сфере ребенка.
- Необходимость создания и реализации программ абилитации и реабилитации по РАС, для всех возрастных категорий, с учетом психологических и эмоциональных особенностей именно детей и людей с РАС.
- Необходимость информационной и просветительской работы со специалистами поликлиник, которые, к сожалению, зачастую, не понимают, что аутизм во всей своей широте не подразумевает обязательного наличия умственной отсталости и не говорит о необходимости обучения всех детей с РАС в коррекционных школах 8 – го вида. Есть достаточно большое количество детей с РАС, которые способны получить обычное, цензовое образование, но реализация этого их права фактически полностью зависит от родителей, которые должны пройти для этого очень много препятствий. Когнитивные нарушения при аутизме, когда они присутствуют, качественно отличаются от этих нарушений при других нозологических формах, характеризуются фрагментарностью и наличием сохранности в определенных сферах жизни в каждом конкретном случае.