10 марта 2021
Что же такое коррекционная работа со сложным ребёнком, с подростком, имеющим расстройство аутистического спектра, когда вопросы самообслуживания уже не стоят перед нами, когда они уже решены и отработаны. Но «нормы» в общепринятом смысле уже никогда не будет.
Скажу в каком — то смысле довольно жёстко, но не о теоретических, к сожалению, вещах. Так как работаю с теми, чье развитие и реальная положительная динамика практически не предусматриваются как результат коррекционной работы.
Наши варианты:
- Забрать у ребёнка всё, к чему «лежит душа» и начать усиленно учить тому, в чем человек в большинстве случае при РАС никогда не будет успешен.
- Развивать/давать/создавать условия для того, в чем человек способен развиваться. К сожалению, такой подход принято обесценивать, и в родительской среде, и в среде специалистов.
Традиционно считается, что «осколки функций» /фрагментарное развитие при РАС (назовите, как Вам удобнее), это вещи совершенно бесполезные и ненужные для развития ребёнка с аутизмом, в большинстве случаев это официальный подход. Т.е. п. 2 — это своеобразное инакомыслие. Хотя, подобное инакомыслие приводит к не мифическим результатам, а к улучшению качества жизни семьи и и самого подростка.
Каждый выбирает свой путь, свой подход. Это касается и специалистов, и родителей. Мы можем исходить из принципа «все равно не понимает» или относиться как к человеку с потенциалом, но со своим потенциалом, отличным от других. Это выбор родителя, выбор специалиста.
При расстройствах аутистического спектра все очень неравномерно и неоднородно. Но такая неоднородность дает нам и возможности.