10 марта 2021
Исходя из практики и особенностей конкретных ребят с расстройствами аутистического спектра (РАС) я придерживаюсь точки зрения о том, что дети с тяжелым аутизмом и сложными поведенческими проблемами – это очень неоднородная группа, которую можно условно разделить на две части
Дети, у которых преобладают когнитивные нарушения и специфические проблемы в эмоционально – волевой сфере, характерные для аутизма, выражены меньше.
Дети, у которых преобладают специфические проблемы в эмоционально – волевой сфере, они выражены ярко и жёстко, при этом дети способны к самообучению в определенных аспектах жизни, способны обобщать свой опыт, инициативны.
В работе с первой группой могут быть эффективны традиционные подходы и методы дефектологии, специальной психологии, коррекционной педагогики. В работе с второй группой традиционные подходы неэффективны либо создают и закрепляют новые жесткие формы нежелательного поведения.
Хотелось бы перечислить возможные причины неуспешности арт — терапии в работе с второй группой ребят, имеющих тяжелый аутизм.
Мы ожидаем такой же возможности творчества и самовыражения, как от нейротипичных детей либо от детей с другими нарушениями развития. Но, творчество требует принятия решений, выбора, уверенности в себе, либо, при определенном снижении уровня интеллекта, отсутствия подобных требований к самому себе в процессе деятельности.
Характерными особенностями детей второй группы часто являются в том числе брезгливость (по отношению к некоторым материалам), отрицание определенных видов деятельности, перфекционизм в важных для них областях деятельности, неуверенность в своей успешности, желание получить «настоящий» результат (сделать так же, как делают другие, не хуже), способность отказаться от деятельности в принципе, если не представляют себе ситуации собственного успеха.
Для того, чтобы арт – терапевтические подходы в работе с детьми с тяжелым аутизмом были эффективны, очень действенны в первые встречи: выявление сферы интересов ребенка, адаптация желательных направлений деятельности под индивидуальные особенности ребенка (не пачкающиеся материалы, как пример), предоставление образцов и шаблонов, создание ситуации успеха, социальные поощрения в процессе и по окончанию работы, доведение работы до конца (создание изделия полностью). В первые занятия лучше не планировать тех работ, которые не могут быть завершены в этот же день. Лучше всё детально планировать и продумывать заранее. Иногда бывают необходимы определенные заготовки/начатые заранее работы, чтобы была возможность быстро и эффективно создать для ребенка ситуацию успеха и повысить уверенность в его способностях.